Чернобыльская тишина
geschrieben von Urs FitzeОфициально проживать в 30-ти километровой зоне - зоне отчуждения вокруг разрушенного реактора в Чернобыле – запрещено. Однако есть исключения. Несколько сотен человек возвратились назад в тихую, одинокую жизнь. Бабушка - так называет себя пожилая женщина - живет со своей сестрой-инвалидом в приятном на вид доме в деревне Заможня. Она уже давно свыклась с тишиной. Они последние, кто здесь живёт. Вокруг них полное запустение. Давно заброшенные дома скрываются в зарослях наступающего молодого леса. Некоторые уже почти развалились, некоторые ещё сохраняют прелесть простых построек. Бескрайние поля, на которых раньше пасся скот, превратились в степи, поросшие кустарником и молодыми деревьями. Бабушкин участок с садом и огородом тщательно ухожен. Она уже не обращает внимание на два обвалившихся дома, мимо которых ей приходится проходить.
В Пуреживе, это тоже в зоне отчуждения, 77-летний Иван Ивановичи выставляет на стол в саду свои деликатесы: хлеб собственной выпечки, свой самогон и сало собственного копчения. Он вернулся сюда в 1988 году вместе со своей женой Марией, с которой они одногодки. Было сказано, что эту территорию очистили от радиации. За ними последовали ещё около 100 человек из 500 проживавших здесь ранее. Большинство раскаялись в этом. Перспектив на хорошую жизнь не было. Колхоза не стало, работы никакой. Мария и Иван Иванович всё же остались. «Там была временная жизнь. У нас там не было будущего. А я вырос в этой деревне, здесь мы вырастили детей. Здесь я и умру», говорит бывший механик. Его жена молча сидит рядом. Ведёт нас через двор к хлеву, где её радостно приветствует поросёнок. Кошка не отстаёт от неё. Женщина не разговорчива. Поэтому нет и любимых застольных тостов. Водка успокаивает душу. Наступает тишина. Молчат и птицы. Чернобыльская тишина.
«А что нам ещё остаётся?»
geschrieben von Urs FitzeСильно заражённая радиацией деревня Дубовый Лог расположена в центре зоны отчуждения. Проживание и хозяйственная деятельность запрещено. Однако 50 жителей из 1000 проживавших ранее вернулись назад и пытаются выжить. В настоящее время в Беларуси 2 650 квадратных километров территории являются зоной отчуждения, в целом 47 000 квадратных километров территории, это больше чем территория Швейцарии, заражено радиацией. Государственный Научно-Исследовательский Институт Радиологии поддерживает возвращение людей в Дубовый Лог с точки зрения прагматизма и в силу создавшейся ситуации. Там удалось наладить производство высокотоварной говядины, показатели радиоактивного излучения которой лежат в пределах допустимой нормы. Но сами люди, их здоровье, подвергаются опасному облучению. Физик Михаил Малко из Национальной Академии Наук в Минске на основании статистического регистра по раковым заболеваниям пришёл к выводу, что в результате облучения в Беларуси от рака ежегодно умирает около 1000 человек. Сильнее всего это выражено в тех регионах, где более высокая степень радиации. Сергей Станиславович Корсак, заведующий центральной районной больницы в Буда-Кошелёво, сообщает о семье переселенцев, состоящей из пяти человек, все члены которой страдают от болезней, вызванных облучением. И это скорее правило, чем исключение. Он рекомендует не скрывать от людей правду, чтобы они понимали свою ситуацию и приспосабливались к ней. А государственные меры поддержки пострадавшего населения постоянно сворачиваются. Похоже, диктаторский режим игнорирует реальность, когда десятки тысяч умирают, а сотни тысяч больны хроническими заболеваниями. И в то же время российский государственный концерн Росатом строит в Беларуси первую атомную станцию.
Страдания ликвидаторов
geschrieben von Urs FitzeЧтобы уменьшить последствия катастрофы, вызванной взрывом реактора, в 1986 и 1987 годах в Чернобыле было задействовано около 800 000 преимущественно молодых солдат в качестве «ликвидаторов». Согласно официальным данным из более чем 350 000 украинских ликвидаторов в 2011 году в живых осталось около половины. Более 100 000 сегодня инвалиды, свыше 90 процентов страдают хроническими заболеваниями. Врач Ангелина Нягу, президент Объединения «Врачи для Чернобыля», рассказывает: «Чернобыль будет продолжаться ещё долго. Речь идет не только о здоровье сотен тысяч пострадавших людей, их угнетает нехватка материальных средств, они испытывают социальный и психический стресс, им трудно сохранить человеческое достоинство.» « Ликвидаторов и переселенцев лишили той материальной помощи, которую они имели как пострадавшие. Это касается, прежде всего, бесплатного медицинского обслуживания, для многих это равносильно смертному приговору. Нам оставили, как и многим ветеранам войны, только бесплатный проезд на общественном транспорте», говорит Николай Исаев, президент украинской Партии чернобыльцев, политического крыла ликвидаторов. «Государственная помощь покрывает только одну двадцатую часть фактической потребности инвалидов Чернобыля. Во многих случаях пенсии инвалидам едва хватает на на существование, «если вообще хватает». Исаев был убежденным советским человеком. Сейчас ему 59 лет, он принадлежал к узкому кругу элиты, пользовался привилегиями, получал столько, сколько «менеджер на западе сегодня» и он был верен делу. Катастрофа изменила всё. Она привела к закату Советского Союза. «Однако сегодня я борюсь только против забвения.» В атомной энергетике инженер не сомневается и сегодня: «Атом нужен нам, несмотря на все риски.»
Беда деревенских ласточек
geschrieben von Urs FitzeЭволюционный биолог из Дании Андерс Папе Мёллер с 1993 года изучает деревенских ласточек в чернобыльской зоне и вблизи неё. Они прилетают туда, чтобы вывести птенцов. Ведущий эксперт в мире поймал, исследовал, окольцевал и опять выпустил на волю десятки тысяч птиц. Сбор данных в Чернобыле является трудоёмким занятием: у птиц, отловленных в зоне с различной интенсивностью радиационного излучения, берут пробы крови и спермы, определяют вес, измеряют длину хвостовых перьев, определяют общее состояние и другие факторы. Результаты однозначны: радиоактивное облучение ужасающим образом воздействует на деревенских ласточек. У каждой 20-й ласточки обнаружена опухоль. В Дании Мёллер не обнаружил ни одной опухоли, исследовав десятки тысяч птиц. Чем выше уровень радиации, тем ниже способность самцов к оплодотворению. Видимыми признаками повреждений, вызванных облучением, является изменение окраски и деформация хвостового оперения. В принципе это и неудивительно, говорит Мёллер. «Ещё со времён мадам Кюри мы знаем, что радиоактивное излучение опасно. Однако никто не желает слышать об этом.»